
Клиентский vs Стримовый подход в рекрутинге — какой лучше?
⚡ 24 июня 2025
Вместе с Евгенией Кадомец, Head of Recruitment в Яндекс Финтех, разбираемся в плюсах и минусах обоих подходов. ### Что такое клиентский nogxog? Рекрутер работает с каждым заказчиком как с отдельным клиентом, являясь не «сервисом», а полноценным партнёром нанимающего менеджера. Он: - Учитывает потребности и нюансы заказчика и конкретной команды; - Выстраивает индивидуальную воронку найма; - Выступает HR-экспертом, например, даёт рекомендации по найму конкретного специалиста; - Погружается в софт-скиллы и культурный контекст команды. Клиентский подход — это про качество, внимание и экспертность. Плюсы: - Точечный подбор; - Гибкость (возможность подстроиться под требования); - Глубокая экспертиза на стороне рекрутера; - Прозрачность; - Заказчик чувствует поддержку. Минусы: - Рекрутер может вести не больше 7-8 вакансий одновременно; - При росте объёма сложнее поддерживать должный уровень качества взаимодействия с нанимающим и кандидатами. ### Что такое стримовый подход? Рекрутер работает не с каждым заказчиком по отдельности, а с потоком кандидатов, разделённым на специализации. Принцип работы: - Один поиск → один поток - распределение по нескольким командам; - Общие процессы: поиск, отбор, интервью. Плюсы: - Эффективность — один рекрутер может закрывать больше вакансий; - Унификация процесса — за счёт чего компания может рассматривать кандидата в несколько команд одновременно и не тратить время на проверку навыков в каждую из них по отдельности, а специалист может выбрать ту команду, которая ему больше нравится. Минусы: - Из-за большого объёма вакансий некоторые команды рискуют оказаться «в хвосте», и до них могут не доходить кандидаты; - Общий поток кандидатов может быть не на 100% релевантным для команд, у которых есть предметная или технологическая специфики; - Сложнее учесть софтовую специфику; - Руководители могут не понимать, что происходит с их вакансиями, если они недостаточно погружены в процесс. ### Вывод — стримовый и клиентский nogxog нужно миксовать Это позволит и не забывать про клиента, и сохранить качество найма, несмотря на количество кандидатов и вакансий.